Федеральным законом № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) в отношении земельных участков, примыкающих к автомобильным дорогам, установлен особый порядок, обеспечивающий безопасность дорожного движения, защиту прав неопределенного круга лиц, интересы владения автомобильными дорогами.
Использование таких участков с нарушениями установленного порядка не допускается, поскольку негативно сказывается на безопасности дорожного движения и в случае дорожно-транспортного происшествия может привести к причинению вреда жизни и здоровью значительного количества граждан.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Примыкающие к автомобильным дорогам земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицами для осуществления деятельности по оказанию услуг участникам дорожного движения, установки рекламных конструкций и др.
В пределах населенного пункта такие объекты размещаются в полосе отвода автомобильной дороги или вблизи ее. Полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), предназначенные для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Даже в случае нахождения объекта за пределами полосы отвода дороги владелец объекта дорожного сервиса, имеющий или желающий получить доступ к автомобильной дороге для ведения бизнеса, обязан обеспечить возведение и (или) содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос за свой счет и в соответствии с требованиями Закона №257-Ф3.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2022 г. №310-ЭС22-3816 по делу №А09-12149/2020).